Ілюстрації

Жан-Поль Сартр «Тошнота»

culture.ua-nausee3

Немец Бйорн Грисбах нарисовал несколько иллюстраций к роману Жан-Поля Сартра «Тошнота». Нам они понравились.

Само собой, теперь я уже не могу точно описать все то,  что случилось в субботу и позавчера,  с тех пор  прошло слишком много времени.  Могу сказать только, что  ни в том,  ни в другом случае  не  было  того,  что обыкновенно называют «событием».  В субботу мальчишки бросали в море гальку  -  «пекли блины», — мне захотелось тоже по их примеру бросить гальку  в море. И вдруг я замер, выронил камень  и ушел. Вид  у  меня, наверно, был странный, потому что мальчишки смеялись мне вслед.

Такова сторона внешняя. То, что  произошло во  мне самом, четких следов не оставило. Я увидел нечто, от чего мне стало противно, но теперь я уже  не знаю,  смотрел  ли  я на  море или  на камень. Камень был  гладкий, с  одной стороны  сухой, с  другой  -  влажный  и грязный.  Я  держал  его за  края, растопырив пальцы, чтобы не испачкаться.

Позавчерашнее  было  много  сложнее.  И к нему  еще  добавилась цепочка совпадений  и недоразумений, для меня необъяснимых. Но не стану развлекаться их описанием. В общем-то ясно: я почувствовал страх или что-то  в этом роде. Если я пойму хотя бы, чего я испугался, это уже будет шаг вперед.

culture.ua-nausee1

Среди этих веселых и здравых голосов я один. Парни вокруг меня все время говорят друг с другом, с ликованьем обнаруживая, что их взгляды совпадают. Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же. Стоит только посмотреть на выражение их лиц, когда среди них появляется вдруг человек с взглядом, как у вытащенной из воды рыбы, устремленным внутрь себя, человек, с которым ну никак невозможно сойтись во мнениях.

Когда мне было восемь лет и я играл в Люксембургском саду, был один такой человек — он усаживался под навесом у решетки, выходящей на улицу Огюста Конта. Он не говорил ни слова, но время от времени вытягивал ногу и с испугом на нее смотрел. Эта нога была в ботинке, но другая в шлепанце. Сторож объяснил моему дяде, что этот человек — бывший классный надзиратель. Его уволили в отставку, потому что он явился в классы зачитывать отметки за четверть в зеленом фраке академика. Он внушал нам невыразимый ужас, потому что мы чувствовали, что он одинок. Однажды он улыбнулся Роберу, издали протянув к нему руки, — Робер едва не лишился чувств. Этот тип внушал нам ужас не жалким своим видом и не потому, что на шее у него был нарост, который терся о край пристежного воротничка, а потому, что мы чувствовали: в его голове шевелятся мысли краба или лангуста. И нас приводило в ужас, что мысли лангуста могут вращаться вокруг навеса, вокруг наших обручей, вокруг садовых кустов.

Неужели мне уготована такая участь? В первый раз в жизни мне тяжело быть одному. Пока еще не поздно, пока я еще не навожу страх на детей, я хотел бы с кем-нибудь поговорить о том, что со мной происходит.
culture.ua-nausee2

По-моему, мир только потому не меняется до неузнаваемости за одну ночь, что ему лень. Но сегодня у него был такой вид, словно он хочет стать другим. А в этом случае может случиться все, решительно все.
culture.ua-nausee3
…она произносит короткую фразу:

- Я живой мертвец.

Тон не вполне соответствует лицу. Он не трагичен: он страшен — в нем сухое отчаяние, без слез, без жалости. Да, что-то в ней безнадежно иссохло.

Маска упала, Анни улыбается.

- Я вовсе не грущу. Иногда меня это даже удивляло, и зря: о чем мне грустить? Когда-то я была способна на пылкие страсти. Я страстно ненавидела свою мать. Или вот тебя, — с вызовом говорит она, — тебя я страстно любила.

Она ждет ответной реплики. Я молчу.

- Но с этим, разумеется, покончено раз и навсегда.

- Откуда ты знаешь?

- Знаю. Знаю, что больше никто и ничто не сможет внушить мне страсть. Понимаешь, начать кого-нибудь любить — это целое дело. Нужна энергия, любопытство, ослепленность… Вначале бывает даже такая минута, когда нужно перепрыгнуть пропасть: стоит задуматься, и этого уже не сделаешь. Я знаю, что больше никогда не прыгну.

- Почему?

Анни бросает на меня иронический взгляд и не отвечает.

- Теперь я живу в окружении моих усопших страстей. Пытаюсь воскресить ту прекрасную ярость, которая побудила меня двенадцатилетней девчонкой кинуться с четвертого этажа, когда мать меня высекла. — И без видимой связи, с отстраненным видом добавляет: — И еще мне нельзя слишком пристально глядеть на вещи. Я должна взглянуть, понять, что это, и сразу отвести глаза.

- Почему?

- Мне противно.
culture.ua-nausee4

© Bjorn Griesbach

Comments

comments