Кіно і театр

Человек с киноаппаратом

Man_with_a_movie_camera

«Человек с киноаппаратом». Название этого фильма слышали даже те, кто документальным кино совершенно не интересуется. А в последние дни — благодаря тому, что кинокритики журнала «Sight & Sound» назвали фильм лучшим документальным фильмом всех времен и народов — шансов не слышать о нем не осталось ни у одного украинца, ведь это о нас, о жизни в Киеве, Одессе и Харькове. И этот фильм признали лучшим, а значит признали лучшими немного и нас.

Впрочем, как это часто случается с очень обсуждаемыми произведениями искусства, которые люди смотрели-не смотрели, но восхищаются или осуждают, сам фильм видел мало кто. Именно поэтому КАЛЧА хочет рассказать вам о нем немного больше, возможно, это вдохновит вас на просмотр.

117781

«Человека c киноаппаратом» снял в 1929 году режиссер Дзига Вертов (псевдоним Давида Кауфмана), в работе ему помогал брат Михаил (операторская работа) и жена Елизавета Свилова (монтаж). Это был экспериментальный немой документальный фильм без сюжета и без актеров, он просто показывал жизнь жителей трех городов, показывал то, как они отдыхают и работают, взаимодействуют между собой, вобщем это фильм о движении, движении и еще раз движении, как нам кажется.

33333333

Начинается «Человек» с продолжительных титров в которых в частности говорится о том, что «эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы».

credits

Примечательно то, что изначально Дзига собирался работать в Москве, но так как фильм был уж очень экспериментальным, его просто не поняли и отказали в поддержке. Зато в тогда уже киевском Всеукраинском фотокиноуправлении (ВУФКУ), не зависящей от Большого Брата структуре, идею поддержали. К слову, несмотря на то, что часто встречается утверждение, о том, что часть съемок велась в Москве, это не так. Более того, первые титры были на украинском языке, но они были утеряны в средине 30-ых, после того как их заменили на русские.

2222

Снимая этот фильм, Вертов хотел показать, что с камерой можно проникнуть в любое из мгновений жизни, какими бы закрытыми нам они не казались. Вот, к примеру, один из таких эпизодов.

birth

Кроме того, режиссера не интересовала постановочность, он считал, что жизнь гораздо интересней и сделал все, чтобы показать ее с тех сторон, с которых ее мало кто видел -  оператор ложился на рельсы, вел съемку из ковша, залазил на самые высокие точки города, снимал лоб в лоб навстречу несущемуся поезду. Вот, к примеру, Михаил Кауфман ищущий место для съемки идеального кадра.

Mikhail_kaufman_on_train

Эксперименты Вертову удались. Он стал первым, кто разработал такие кинематографические приемы как двойная экспозиция, замедленная и ускоренная съемка, стоп-кадр, техника «голландский угол», когда съемка ведется снизу и при этом горизонт завален набок, и многие другие.

Для киномира того времени такая работа была даже не сенсацией, а чем-то сродни атомному взрыву. Режиссер Фредерик Россиф, к примеру, писал о работе Вертова так: «До Вертова документалисты снимали изображение, после Вертова они научились снимать идеи».

Comments

comments